Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988)
Дата рождения: 02.10.1902
Образование: Специальность
Учебное заведение:
1926 — Харьковский медицинский институт
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор педагогических наук по психологии
RuPsyID: 2012-a-0097
Субъект РФ: город Москва
Город: Москва
Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980).
Трудовая деятельность
В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941-1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
Области научных исследований
- Общая психология.
- Возрастная психология.
- Педагогическая психология.
Гальпериным П.Я. выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Гальперин П.Я. аргументировано выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным П.Я. теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Гальпериным П.Я. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Гальперин П.Я. выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.
Отдавая должное конкретному вкладу Гальперина П.Я. в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина П.Я.. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно — характерно для всего научного творчества Гальперина П.Я.
Гальперин П.Я. создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях.
Педагогическая деятельность
Курсы и лекций, которые читал Гальперин П.Я. в МГУ и других вузах
- Физиология высшей нервной деятельности.
- Физиология сенсорных систем.
- Психофизиология.
Спецкурсы.
- Когнитивная психофизиология,
- психофизиология функциональных состояний,
- мозговые механизмы эмоций, эргономическая психофизиология,
- ритмическая активность мозга: функции и механизмы, психофизиология внимания.
Подготовил 7 кандидатов наук.
Основные публикации
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М., 1959;
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. — М., 1965;
- Гальперин П.Я. Экспериментальное исследование внимания. — М., 1974 (в соавт.);
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976;
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978;
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985;
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М., 1998.
Награды и звания
- «Заслуженный профессор Московского университета» (2001).
- «Почетный работник высшего профессионального образования (2001).
- «Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации» (2002).
- Лауреат конкурса «Новые книги по социальным и гуманитарным наукам для высшей школы», проводимого Институтом «Открытое общество» в рамках программы «Высшее образование» (1996).
- Лауреат Ломоносовской премии (2004).
Скончался 25 марта 1988 г. в Москве.